Печать
Просмотров: 1129

Кадет происходит от французского слова (CADET — МЛАДШИЙ) - это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры.


История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе подчеркивалось, что « Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе». Петр понимал, что новая Россия крайне нуждается в хорошо и всесторонне образованных людях. В число учащихся школы предписывалось « избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигли науки за 4 года, иные -13 лет. Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому и возраст их сильно различался - от 15 до 33 лет. Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращению их подвергали строгому экзамену. Иногда экзаменатором был сам Петр.

В России термин «кадет» стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений во время правления императрицы Анны Иоанновны. 29 июня 1731 года ею был подписан указ о создании Шляхетского кадетского корпуса для обучения юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам. Тем самым закладывались основы двойного назначения корпусов: готовить как военнослужащих, так и гражданских чиновников.

В последующей истории своего существования вплоть до октября 1917 года и далее до расформирования, в 1956г., последнего, пребывающего в эмиграции российского кадетского корпуса данные учреждения не обязывали своих выпускников исключительно к военной карьере. « В военные училища направляются только те кадеты - выпускники, кто способен к военной службе» - гласило Положение о кадетских корпусах 1886 года.

 

Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.

Священным праздником всех кадетов является 17 февраля, когда в 1732 году начались занятия в школе, впервые именованной «Кадетский корпус», который был учрежден приказом императрицы Анны Иоанновны в 1731 году.

Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и можно сказать, всей земной цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский -Корсаков, Рахманинов, врач Сеченев, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.

К моменту революции 1917 года в России насчитывалось 29 корпусов. В 1920 году вместе с частями Русской армии, эвакуированной бароном Врангелем, они попали на чужбину. Не предаваясь отчаянию, не унывая и не жалуясь, кадеты прошли через муки эмигрантской жизни, сохраняя и продолжая традиции своего воспитания и образования.

Во время Великой Отечественной войны в 1943 - 1945 годах в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразов которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров - воспитателей - воспитанники этих учебных заведений. В трудную военную осень 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944г. - еще 6, потом еще и еще. В них принимали « детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ (теперь - военных институтов и университетов), и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России. Сейчас в Российской Федерации действуют 7 суворовских училищ. Кадетские корпуса начали возрождаться в Российской Федерации с 1992 года в различных типах:
- кадетская школа
- кадетская школа-интернат
- кадетский корпус
- в некоторых обычных школах появились кадетские классы.

Получение образования в кадетском учреждении любого типа дает возможность для мальчиков в будущем выбрать профессию офицера. Не все станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами стараются сделать всех. Ведь помимо серьезного и глубокого изучения предметов обязательной школьной программы подростки изучают историю военного искусства, занимаются бальными танцами, осваивают приемы рукопашного боя, проходят обязательную военную подготовку.

Основные цели воспитания и обучения кадетов:

- Формировать и развивать у учащихся верности гражданскому и профессиональному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению выбранной профессией;
- Организовать и проводить профессиональную начальную подготовку учащихся по профилю деятельности Государственной системы пограничного контроля;
- Формировать и развивать у учащихся специальных знаний и навыков, морально - психологических способностей, физической подготовленности и др. качеств личности при профессиональной деятельности в качестве работника пограничного контроля;
- Поднять общую культуру, воспитать высокие моральные, деловые и организаторские качества, физическую выносливость;
- Подготовить кадетов для дальнейшего поступления в один из выбранных ими ВВУЗов силовых структур: МО РФ; ФСБ РФ; МВД РФ; МЧС РФ.