С сентября 2020 года в МАОУ «СОШ № 3» функционирует служба тьюторского сопровождения, в составе которой работают специалисты особой педагогической категории – тьюторы.
Кто такие тьюторы и зачем они нужны в современной школе? Давайте попробуем разобраться.
С введением новых ФГОС наша отечественная система образования детей с ОВЗ и инвалидностью концептуально изменилась, в школу пришли дети, которые раньше не имели такой возможности, дети имеющие значительные нарушения развития, мешающие освоению образовательной программы без учета их особенностей. Это, в свою очередь, потребовало перестройки подхода к организации обучения, создания новых условий, одним из которых является тьюторское сопровождение.
Включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду (независимо от условий получения образования) нередко сопровождается серьёзными проблемами, обусловленными индивидуальными особенностями обучающегося, а также отношением к нему окружающих его детей. Своевременное подключение тьюторского сопровождения существенно помогает решить подобные проблемы. Под тьюторским сопровождением понимается деятельность человека, получившего специальное образование, направленная на помощь в обучении с применением индивидуального подхода.Таким образом, тьютор, если говорить обобщенно, это помощник, оказывающий содействие в организации обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями. При этом тьютор помогает не только непосредственно ребенку, но и другим участникам образовательного процесса: учителям, родителям. В чём же заключается эта помощь? Расскажем более конкретно, опираясь на реальные условия.
Основной целью деятельности тьютора в нашей школе является создание условий, способствующих успешной интеграции в образовательную среду детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности; содействие обучающимся как в адаптации в образовательной среде, коллективе, так и в освоении образовательной программы. Деятельность эта, в соответствии с требованиями ФГОС, направлена на индивидуализацию образования. Для достижения основной цели перед службой тьюторского сопровождения стоят следующие задачи:
- выявлять учащихся, имеющих проблемы с адаптацией в школе, с освоением образовательной программы, проводить анализ этих проблем, оказывать содействия таким детям;
- выстраивать взаимодействие с законными представителями, а также сотрудничество с другими специалистами школы в вопросах прохождения ребенком образовательного маршрута и выработки единой тактики в развитии учебных навыков и формировании адекватного социального поведения;
- принимать участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов;
- оценивать результаты своей деятельности, отслеживать динамику развития личности ребенка.
Какова роль тьютора в условиях нашего образовательного учреждения?
Во-первых, тьютор - помощник учителя в классе, где учится ребёнок с ОВЗ – он координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку, предлагает возможные решения в тех ситуациях, когда возникают незначительные сложности во время учебного процесса (например, во время урока, когда ребенок не выполняет письменную работу, но при этом не может контролировать свои действия, занять руки ребенка любимым рисованием или лепкой, опыт показывает, что ребёнок при этом более активно включается в образовательный процесс). Присутствие тьютора на уроке позволяет учителю вести фронтальную работу с классом, не переключаясь на помощь одному ребенку.
Во-вторых, тьютор – это посредник между подопечным и социумом школы – в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, если необходимо, воодушевляет) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса, при необходимости).
И, наконец, в-третьих, тьютор – член команды специалистов, реализующих программу работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
При этом следует учитывать, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья любая деятельность в школе является образовательной. Поэтому навыки, формируемые при непосредственном участии тьютора, будь то учебные навыки, навыки самообслуживания и социализации, играют важную роль в развитии личности ребенка. Эти навыки зафиксированы в новых образовательных стандартах как планируемые результаты обучения: предметные, метапредметные и личностные.
Таким образом, приходим к выводу о том, что роль тьютора в современной школе очевидна, а в некоторых случаях образование ребенка с ограниченными возможностями без такого помощника не представляется возможным.
Многие родители задаются вопросом: «Почему мой ребенок должен учиться с «такими» детьми?
Совместное обучение детей с различными потребностями – это реальный способ воспитания у современных школьников толерантности, формирования у них морально-нравственных ценностей и знаний о том, какое посильное участие они могут принять в жизни и судьбе тех детей, которым, в силу их особенностей, труднее жить, чем другим.
Если у Вас есть вопросы, будем рады ответить на них :)
Тьюторы МАОУ «СОШ №3»: Парамонова Анастасия Владимировна, Кукаркина Алена Сергеевна, Болтаева Диля Хуррамовна, Дронова Ольга Алексеевна.